1 октября.
День музыки. филармония 16.00
27 ноября.
Презентация моего альбома «Каждый лист у сентября свят»
Филармония 19.00
Участвует хоровая капелла
30 ноября.
Если бы парни всей земли.
Концерт мужских (мальчиковых) хоровых коллективов
1 октября.
День музыки. филармония 16.00
27 ноября.
Презентация моего альбома «Каждый лист у сентября свят»
Филармония 19.00
Участвует хоровая капелла
30 ноября.
Если бы парни всей земли.
Концерт мужских (мальчиковых) хоровых коллективов
Олимпиада открылась в ледовом дворце «Большой» замечательным прологом.
Зазвучал старинный русский рожок, перенося нас к корням глубокой древности. Тема перетекала, обновляясь новым звучанием. Солисты и ансамбли показали палитру ярчайших приемов звукоизвлечения, подчеркивая многонациональное культурное богатство нашего народа.
Завершилось открытие, как и подсказывало мое сердце, «Калинкой».
А затем на протяжении десяти последующих дней проходили конкурсные выступления коллективов в различных номинациях.
Всего на игры приехали представители 36 стран, более 12 тысяч участников, выступавших в составе 283 хоров. Среди них – 119 коллективов из России.
Тюменский коллектив «Сибирята», руководимый Татьяной Солодовниковой, не новичок на таких олимпиадах. До этого хор выступал в Германии, Латвии.
В Сочи коллектив показал свою новую программу, в которой, на мой взгляд, очень профессионально прозвучали композиции: «Crucifixus» Димитрия Батина, нужно отметить особую ансамблевую слаженность хора и аккомпанирующего фортепиано (Елена Бородина), и «Порушка-пораня», русская песня, мастерски аранжированная хормейстером Ириной Ларионовой.
Конкурсные и концертные выступления разбросаны по разным залам. Одни в Сочи, другие в Адлере. Хочется успеть увидеть как можно больше. И приходилось извлекать из своих бюджетных запасов суммы, отложенные на подарки, и тратить их на такси, абсолютно не жалея, иначе мы много бы не увидели.
Посмотрели великолепные коллективы из Кореи, Китая, Африки. На одном из выступлений симпатию зала вызвал мужской хор Университета «МИФИ» («ядерщики»), замечательно исполняющий, как классическую музыку, так и народные песни. Коллектив 120 человек! К сожалению, в Сочи могла приехать только половина.
Едем на очередное выступление, и таксист интересуется:
– А что получает коллектив, занявший первое место?
– Золотой приз!
– А сколько это в деньгах? – Не унимается водитель.
– Нисколько.
И мы практически вводим его в ступор, когда он узнает, что каждый коллектив приезжает за свой счет.
Позже мы пожалели об этом откровении. Посчитав нас такими обеспеченными, он накатал нам добавочных 500 рублей.
Да, практически, каждый коллектив, в том числе и зарубежный, приезжает за свой счет. А это порой очень крупные коллективы, более ста человек. Многие, кроме сценических, очень хорошо сшитых костюмов, подчеркивают в одежде бытового уровня принадлежность к своей стране, школе, университету. И это не ограничивается простейшими футболками с надписью. Это и брюки, свитера, кепки, ранцы.
И я подумал, а каким бы был наш любимый КВН, если бы на его игры приезжали участники только за свой счет?..
А Олимпиада живет! Живет за счет энтузиазма преданных и неравнодушных к искусству людей. И я рад, что в плеяде этого культурного списка есть имена Тюменцев.
Коллективы постоянно собираются на импровизированные спевки. То тут, то там, устроившись в тени домов, повторяют свои программы.
Хочется общаться!!
Музыкальный язык, конечно же, интернационален, но его недостаточно, когда ты в гостинице или кафе встречаешь улыбку и можешь только ответить взаимно улыбкой. Незнание языка вызывает чувство неполноценности.
Двое молодых парней из хорового коллектива ЮАР и я спускаемся в лифте на первый этаж.
Ребята загадочно перешептываются между собой, улыбаются. Я, конечно же, не понимая ничего, тоже улыбаюсь в ответ. Мы выходим на улицу, расходимся в разные стороны и они, решившись, выдают двухголосно это запоздалое: «Зд-авствуйте!»
Я подхожу к ребятам и поправляю произношение, растягивая на несколько секунд эту несносную и неудобную «Р»: «Здрррррравствуйте!» Они наперебой радостно повторяют, и…получается довольно хорошо!
Подобная сценка происходит на завтраке в кафе.
Две китаянки-студентки здороваются со мной по-русски.
Я улыбаюсь в ответ и машу руками: «No, no!». Вновь страдает эта несчастная «Р», и с полным ртом салатов грассируя учу их произношению. Они оказываются хорошими ученицами и в ответ начинают мучить меня.
У меня китайский вообще не идет. Хотя я стараюсь вовсю.
Они, подражая мне, тоже машут руками, кричат: «No, no!» И заставляют повторять вновь. Мы смеемся!
Что касается китайских и корейских коллективов, то их приехало такое огромное количество, что впору учить эти языки.
Одна из учениц «Сибирят» – Соня Михайлова, так и делает!
Наша небольшая группа хормейстеров заскочила в автобус с китайским коллективом школьников, отправляющийся в Сочи.
Мы ехали, покачиваясь на поворотах, дружелюбно улыбались. Но этого было мало. Хотелось общения. И я спросил, кто conductor, т.е. дирижер.
Меня не поняли, но подоспела волонтер, и у нас быстро организовалась цепочка передачи данных. Волонтер переводит фразу на английский, девушка из хора, хорошо владея английским, переводит уже всем на китайский.
Оказывается, хор поет и русские песни!
Как мы точно попали в нужный автобус!
И мы вместе запели, тщательно произнося текст: «Прекрасное далеко…».
Расставаясь, я подарил ноты своей песни, пообещав послать еще и другие по адресу, который записали в мой блокнот китайскими иероглифами…
Уезжая из Сочи, я еще не знал об оценке официальных лиц по поводу проведения игр. И мне было очень приятно прочитать в интернете оценку, которую дал президент «Интеркультуры» Гюнтер Тич: "Это были лучшие хоровые игры, какие мы проводили до сих пор в мире».
Ко Дню Победы в Самаре, в школе искусств №10, поставили оперу «Военная тайна».
Это обычная общеобразовательная школа, где преподаются и музыкальные дисциплины. Как и в нашей постановке, на Тюменской сцене в 2014 году, в опере играли подростки, Читать далее
Валерий Серебренников, композитор, г. Тюмень
БЕЛЫЙ СЕВЕР
Меня пригласили в Нефтеюганск на большой хоровой фестиваль в честь 85-летия Ханты-Мансийского округа. Я ехал и вспоминал свой первый визит в этот город. Это было ровно двадцать лет назад. Вышел мой первый хоровой сборник и хормейстер музыкальной школы Ольга Адамовна Лосева, выучив с коллективом несколько моих произведений, решила порадовать автора, пригласила.
Можно было лететь, а можно поездом, до станции Пыть-Ях и уже автомобилем, всего-то ничего, шестьдесят километров.
Я выбрал поезд.
И вот рано утром я с большой тяжелой сумкой, вез в подарок свои сборники, выкатился из вагона. Счастливый и радостный стоял на перроне. А как же! Меня пригласили как композитора на премьеру своих произведений!
Но радость моя постепенно угасала. К композитору никто не подходил.
Позвонить было некуда. Сотовые на тот момент отсутствовали.
Простояв минут пятнадцать, оттирая постоянно мерзнущий нос, был январь месяц, я понял, что ждать бесполезно и волоком потащил свою сумку к зданию вокзала.
Из одиноко стоявшей машины отделился человек и крикнул мне:
– В Нефтеюганск?..Садись!
Мой спаситель, не взяв с меня ни копейки, довез до гостиницы…
Позже выяснилось, что организаторы встречи перепутали дату моего приезда. Но в этот раз машина приехала вовремя и вот я вновь в Нефтеюганске. И как тогда, тоже музыкальный повод личного порядка. На хоровом фестивале будет звучать моя поэма на стихи Ювана Шесталова «Белый Север».
Это уже третье исполнение поэмы.
Ее спели наши «Сибирята» на хоровой олимпиаде в Риге, спел в Мегионе «Театр песни» на открытии Дворца культуры. И вот сейчас я в волнительном ожидании долгожданной премьеры в этом городе!
Интересна судьба произведения.
Татьяна Владимировна Солодовникова в 2008 году подарила мне сборник стихов поэта.
– Папа (Владимир Кайгородов) очень хотел написать на эти стихи музыку, – говорила она, – но не успел. Попытайтесь, я уверена у Вас получится.
Я вчитывался в строчки, и понимал, что произведение должно быть масштабного характера и четырех четверостиший стихов явно недостаточно.
Поэтому и возникла форма произведения, как «Поэма-действо», где звучало бы несколько тем. В лирической части – отражалась величественность и красота природы, в танцевальной – своеобразная пляска шамана. А на фоне инструментального героического эпизода звучал речитатив чтеца – нефтяника, открывателя месторождений.
Поэма стала бы хорошим музыкальным приношением для Володи, с которым мы дружили, для Татьяны, которая продолжает дело отца и, теперь уже для Ювана Шесталова, ушедшего сравнительно недавно.
Зал Культурно-досугового комплекса был переполнен. Вначале выступали лучшие хоровые коллективы общеобразовательных школ.
Скажу честно, для меня это был пример достойного воплощения патриотического и художественного начала.
Я бы очень хотел, чтобы опыт Нефтеюганска был принят хоровым сообществом Тюмени. Вы только представьте, выходит коллектив седьмой общеобразовательной школы в количестве 150 человек, и поют двухголосие!
И вот в финале, я очень ждал этого момента, ведущие называют мою фамилию и выходят хористы. Это сводный хор учащихся общеобразователых учреждений и школы искусств.
Звучит вступление, затем эхом повторяющиеся заклички хора: «Белый Север, белый-белый!..», и наступает очередь основной темы: «Белыми песцовыми снегами, нежными и снежными песцами…».
За окнами концертного зала природа колдовала свою тему, было чуть ниже нуля, и снег побурел.
Но величие Севера, его песцовые и девственные снега восхваляли, исполняя поэму, звонкие голоса мальчишек и девчонок стоящие в стройных рядах большого сводного хора, где поют без фальши!
Поезд подкатывал к Самаре. Сосед по купе, молодой парень, ехавший дальше, улыбнулся мне на прощание и напел: «Ах, Самара городок…»
Это был хороший музыкальный знак. Всю неделю моего пребывания в городе мне продолжали петь, и это были в основном мои сочинения, поскольку я приехал на постановку своей оперы «Военная тайна» по Аркадию Гайдару.
В Тюмени, если помнит читатель, мы показали этот спектакль десять раз на сцене ДНК «Строитель» и Драматического театра. Немного прокатились по районам и дали представление в Крыму.
В Самаре за такое непростое дело взялась обычная десятая школа искусств.
Наверное, надо пояснить, почему пишу обычная. Дело в том, что в городе наряду с музыкальными школами, курируемые отделами культуры, существует более десятка школ искусств, относящихся к системе образования. В школе выделено несколько классов, иной раз и целый этаж, где и занимаются дети данной школы. За счет создания таких учебных заведений происходит большой охват детей в основном по специальности хорового пения и хореографии.
В Тюмени подобная школ одна, это «Лира», что на Доме обороны. Может быть, городскому Департаменту образования и инициативным педагогам, занимающимся хоровым искусством, хореографией стоит позаимствовать опыт Самары.
Кроме репетиций оперы у меня было несколько замечательных творческих встреч.
Центр эстетического воспитания детей и молодежи подготовил концерт по моим произведениям. Воспитанники центра увлеченно спели более десятка моих песен.
Творческая встреча прошла на кафедре хорового дирижирования Института культуры. Судя по задаваемым вопросам, например, о предназначении Артиста, я понял, что студенты всерьез задумываются о своей будущей профессии. Браво кафедре и ее руководителю Наталье Эмануиловне Герасимовой!
Со Светланой Петровной Ерасовой мы были знакомы только заочно. Ее хор из поселка Новосемейкино очень удивил меня, спев несколько моих довольно сложных а-капельных произведений на международных конкурсах.
Сейчас Светлана Петровна работает в школе при оперном театре. Где и наконец-то состоялось знакомство с этим замечательным хормейстером и ее хором, который подарил мне прекрасные минуты общения и волнующее, вольное и светлое исполнение!
Побывал в оперном театре и в филармонии, где в один из дней послушал «Патетическую» симфонию П.И. Чайковского в исполнении оркестра под руководством маэстро Михаила Щербакова, а чуть позже переключился на джаз-трио Григория Файна, сыгравшего концерт, посвященный Оскару Питерсону.
Это были утренние концерты, и меня удивило и порадовало большое количество зрителей, много детей. Двухчасовые концерты, с пространными аннотациями, ну как не послушать известного московского музыковеда Артема Варгафтика, детьми были выдержаны достойно!
Горожане любят своих музыкантов. В обоих концертах они были удостоены бисирования.
В драме посмотрел «Шут Балакирев». Не очень люблю промывание мозгов зрителя, скажем так, некорректными словечками. Но игра восхитительна! А еще и поют, а еще и строят на голоса! Браво!
Мне не хватило времени побывать во всех театрах, но я надеюсь, это не последняя моя декада, тем более, впереди премьера оперы!
«Былинка к былинке, звезда к звезде, нота к ноте, человек к человеку… Валерий Серебренников давно знаком мне и как композитор, и как певец. Теперь он открылся мне как оригинальный литератор».
Так представляла мою первую книгу педагог колледжа искусств О. Сайчук.
24 октября в 16.00 в колледже искусств состоится презентация новой книги В.Серебренникова «Обнимая небо».
Как и в предыдущем издании, я делюсь воспоминаниями о детстве, в новой книге также отмечены многие наши современники, я отдаю дань памяти землякам Н.Кочневу, В.Кайгородову, Л.Осипенко, В.Загоруйко внесшим значительный вклад в культуру города.
«Как трудно и важно… в суете остановиться и осмыслить свою судьбу, прислушаться и проверить, не перечеркнули ли ты свое детство, не забыл ли своих учителей – эта мысль скрепляет очень разные миниатюры в одно целое. В книгу нравственных зарисовок».
Я бы очень хотел вызвать подобный интерес и к моей второй книге.
Приходите, пожалуйста, на презентацию!
С уважением, искренне Ваш
Валерий Серебренников
18 апреля в филармонии прошел мой хоровой авторский концерт.
Принимали участие все ведущие коллективы города.
Из новых участников порадовал своей эмоциональной отзывчивостью 1-Б класс гимназии № 21. Они открывали концерт песней А.Островскго «Пусть всегда будет солнце». 100-летие композитора мы не могли не отметить!
Еще один новый участник – хор Президентского кадетского училища, руководитель С.Ю.Василькович. Очень стройно и выразительно, хорошим звуком спели песню «Ветераны»!
В конце концерта, все коллективы вместе с залом спели воодушевленно мою с А.Марковой «Великую Россию»!
А это фото на память, с девочками, с моей хоровой семьей…
Литературно-музыкальный урок «Мои военные песни» прошел 17 марта в Культурно-деловом центре.
…кроме заявленной в афише тематики я еще презентовал новую песню «Мой Ямал».
Я пел, и Северное сияние из включенных сотовых телефонов полыхало в зале!
Ты – судьба моя,
Ты – весна моя,
Ты – любовь моя,
Мой Ямал!
Приглашаю на презентацию!
21 февраля в 15.00 состоится презентация двух моих нотных альбомов в колледже искусств.
Для меня это событие года, хотя, возможно, в конце года произойдет еще что-то более важное. Но, тем не менее.
Так получалось, что одновременно вышел сборник «Растревожу клавиши» в издательстве Санкт-Петербурга и здесь, в Тюмени «Военная тайна», клавир оперы.
В первый сборник вошли разные по жанру произведения: здесь нашлось место хоровой сюите и романтическим балладам, как, например, «Растревожу клавиши» на стихи тюменской поэтессы А.Марковой.
Второй сборник представляет переложение для голоса и фортепиано оперы «Военная тайна», которая с успехом прошла в Тюмени и районах области.
Отзывы людей о спектакле:
«Ваша опера – арт-педагогика. Воспитание искусством».
«Ваш спектакль — это героический поступок».
«С таким воспитанием и с таким поколением славяне непобедимы на всей планете Земля! Со светлой душой, с великой любовью к жизни и добру Мир выстоит перед любым агрессором, сеющим на Земле смерть...»
«…наш Советско-Российский Мальчиш-Кибальчиш куда более геройский герой чем «Человек-паук» или «Супер-Мен». Страна должна знать своих Героев!»
Это мои 9 и 10 издание!!