Белый север (рассказ)

Валерий Серебренников, композитор, г. Тюмень

БЕЛЫЙ СЕВЕР

Меня пригласили в Нефтеюганск на большой хоровой фестиваль в честь 85-летия Ханты-Мансийского округа. Я ехал и вспоминал свой первый визит в этот город. Это было ровно двадцать лет назад. Вышел мой первый хоровой сборник и хормейстер музыкальной школы Ольга Адамовна Лосева, выучив с коллективом несколько моих произведений, решила порадовать автора, пригласила.
Можно было лететь, а можно поездом, до станции Пыть-Ях и уже автомобилем, всего-то ничего, шестьдесят километров.
Я выбрал поезд.
И вот рано утром я с большой тяжелой сумкой, вез в подарок свои сборники, выкатился из вагона. Счастливый и радостный стоял на перроне. А как же! Меня пригласили как композитора на премьеру своих произведений!
Но радость моя постепенно угасала. К композитору никто не подходил.
Позвонить было некуда. Сотовые на тот момент отсутствовали.
Простояв минут пятнадцать, оттирая постоянно мерзнущий нос, был январь месяц, я понял, что ждать бесполезно и волоком потащил свою сумку к зданию вокзала.
Из одиноко стоявшей машины отделился человек и крикнул мне:
– В Нефтеюганск?..Садись!
Мой спаситель, не взяв с меня ни копейки, довез до гостиницы…
Позже выяснилось, что организаторы встречи перепутали дату моего приезда. Но в этот раз машина приехала вовремя и вот я вновь в Нефтеюганске. И как тогда, тоже музыкальный повод личного порядка. На хоровом фестивале будет звучать моя поэма на стихи Ювана Шесталова «Белый Север».
Это уже третье исполнение поэмы.
Ее спели наши «Сибирята» на хоровой олимпиаде в Риге, спел в Мегионе «Театр песни» на открытии Дворца культуры. И вот сейчас я в волнительном ожидании долгожданной премьеры в этом городе!
Интересна судьба произведения.
Татьяна Владимировна Солодовникова в 2008 году подарила мне сборник стихов поэта.
– Папа (Владимир Кайгородов) очень хотел написать на эти стихи музыку, – говорила она, – но не успел. Попытайтесь, я уверена у Вас получится.
Я вчитывался в строчки, и понимал, что произведение должно быть масштабного характера и четырех четверостиший стихов явно недостаточно.
Поэтому и возникла форма произведения, как «Поэма-действо», где звучало бы несколько тем. В лирической части – отражалась величественность и красота природы, в танцевальной – своеобразная пляска шамана. А на фоне инструментального героического эпизода звучал речитатив чтеца – нефтяника, открывателя месторождений.
Поэма стала бы хорошим музыкальным приношением для Володи, с которым мы дружили, для Татьяны, которая продолжает дело отца и, теперь уже для Ювана Шесталова, ушедшего сравнительно недавно.

Зал Культурно-досугового комплекса был переполнен. Вначале выступали лучшие хоровые коллективы общеобразовательных школ.
Скажу честно, для меня это был пример достойного воплощения патриотического и художественного начала.
Я бы очень хотел, чтобы опыт Нефтеюганска был принят хоровым сообществом Тюмени. Вы только представьте, выходит коллектив седьмой общеобразовательной школы в количестве 150 человек, и поют двухголосие!
И вот в финале, я очень ждал этого момента, ведущие называют мою фамилию и выходят хористы. Это сводный хор учащихся общеобразователых учреждений и школы искусств.
Звучит вступление, затем эхом повторяющиеся заклички хора: «Белый Север, белый-белый!..», и наступает очередь основной темы: «Белыми песцовыми снегами, нежными и снежными песцами…».
За окнами концертного зала природа колдовала свою тему, было чуть ниже нуля, и снег побурел.
Но величие Севера, его песцовые и девственные снега восхваляли, исполняя поэму, звонкие голоса мальчишек и девчонок стоящие в стройных рядах большого сводного хора, где поют без фальши!

Первый сборник

Первый сборник


За роялем

За роялем


На сцене

На сцене


Я пою

Я пою


Сводный хор

Сводный хор

Запись опубликована в рубрике Книги. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>